Версальский дворец (Château de Versailles) или просто Версаль является одним из самых красивых французских памятников, который обязательно нужно посетить во время пребывания в Париже. Туристы посещают великий замок тысячами каждый день, несмотря на то, что находится он в 20 км от столицы.
Версаль – бывшая королевская резиденция, построенная королем Людовиком XIV. Дворец принадлежит Французской Республике и с 1995 года находится под руководством Министерства культуры Франции.
Этот памятник архитектуры известен благодаря своим садам, фонтанам, роскошным интерьерам, а главное – благодаря своим необычайным размерам, ведь Версаль является самым большим дворцом в Европе. Только подумайте: одновременно в Версальском дворце могут поместиться 20 тысяч человек!
- История самого красивого замка
- 19 век – исторический музей и правительственное здание
- 20 век – масштабная реставрация
- Версаль в наши дни
- Особенности архитектуры Версальского дворца
- Королевские апартаменты
- Посольская лестница
- Салоны в апартаментах короля
- Королевская часовня и опера
- Музей истории Франции
- Поместье Версаль
- Современные функции Версаля
- Полезная информация для туристов
История самого красивого замка
Людовик XIII построил простой охотничий домик на месте Версальского дворца в 1623 году и заменил его небольшим замком в 1631–1634 годах. Людовик XIV расширил замок до дворца в несколько этапов с 1661 по 1715 год.
Работа в Версале сначала была сосредоточена на его парке и садах, и в течение 1660-х годов Ле Вау добавил к замку только два отдельных служебных крыла и передний двор. Но в 1668–69 гг. Людовик XIV решил превратить Версаль в полноценную королевскую резиденцию.
Версальский дворец был ключом к политике Людовика XIV как выражение и концентрация французского искусства и культуры, а также централизация королевской власти.
Людовик XIV впервые использовал Версаль для продвижения себя серией ночных фестивалей в его садах в 1664, 1668 и 1674 годах, события которых были распространены по всей Европе в печати и гравюрах.
Это была любимая резиденция обоих королей, а в 1682 году Людовик XIV перенес резиденцию своего двора и правительства в Версаль, сделав дворец де-факто столицей Франции.
Это положение дел продолжили короли Людовик XV и Людовик XVI, которые в первую очередь произвели внутренние переделки дворца, но в 1789 году королевская семья и столица Франции вернулись в Париж.
Наполеон Бонапарт после захвата Франции использовал Версаль в качестве летней резиденции с 1810 по 1814 год, но не восстанавливал его. Когда французская монархия была восстановлена, она осталась в Париже, и только в 1830-х годах во дворце был произведен значительный ремонт. В нем устроили музей истории Франции, заменивший апартаменты южного крыла.
Дворец и парк были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году за его важность как центра власти, искусства и науки во Франции в 17 и 18 веках. Министерство культуры Франции поместило дворец, его сады и некоторые из его вспомогательных сооружений в список культурно значимых памятников.
19 век – исторический музей и правительственное здание
Когда Наполеон Бонапарт стал императором Франции в 1804 году, он подумывал о том, чтобы сделать Версаль своей резиденцией, но отказался от этой идеи из-за стоимости ремонта.
До женитьбы на Марии-Луизе в 1810 году он отреставрировал Большой Трианон и переоборудовал его как весеннюю резиденцию для себя и своей семьи в том стиле, в котором он обставлен сегодня.
В 1815 году, с окончательным падением Наполеона, Людовик XVIII, младший брат Людовика XVI, стал королем и подумывал о возвращении королевской резиденции в Версаль, где он родился. Он приказал восстановить царские апартаменты, но задача и стоимость были слишком велики.
Людовик XVIII приказал снести и перестроить дальний конец южного крыла Королевского двора (1814–1824 гг.), чтобы он соответствовал противоположному крылу Габриэля 1780 г., что придавало больше единообразия внешнему виду главного входа. Ни он, ни его преемник Карл X не жили в Версале.
Французская революция 1830 года привела к власти нового монарха Луи-Филиппа и новые амбиции Версаля. Он не проживал в Версале, но начал создание Музея истории Франции, посвященного «всей славе Франции», который использовался для размещения некоторых членов королевской семьи.
Музей был основан в 1833 году и открыт 30 июня 1837 года. Его самым известным залом является Galerie des Batailles (Зал сражений), который занимает большую часть второго этажа южного крыла.
Музейный проект в значительной степени остановился, когда Луи-Филипп был свергнут в 1848 году, хотя картины французских героев и великих сражений все еще остаются в южном крыле.
Император Наполеон III иногда использовал дворец в качестве сцены для торжественных церемоний. Одним из самых роскошных был банкет, который он устроил для королевы Виктории в Королевской опере Версаля 25 августа 1855 года.
Во время франко-прусской войны 1870–1871 годов дворец занимал генеральный штаб победоносной немецкой армии. Части замка, в том числе Зеркальная галерея, были превращены в военный госпиталь. Создание Германской империи, объединившей Пруссию и окружающие германские государства при Вильгельме I, было официально провозглашено в Зеркальном зале 18 января 1871 года.
Немцы оставались во дворце до подписания перемирия в марте 1871 года. В том же месяце, правительство новой Третьей Французской республики, покинувшее Париж во время войны за Тур, а затем за Бордо, переехало во дворец. Национальное собрание провело свои заседания в Оперном театре.
Восстание Парижской коммуны в марте 1871 года помешало французскому правительству во главе с Адольфом Тьером немедленно вернуться в Париж. Военная операция, подавившая Коммуну в конце мая, направлялась из Версаля, и пленные Коммуны были отправлены туда и предстали перед военными судами.
В 1875 году был создан второй парламентский орган, Сенат Франции, который проводил свои заседания по выборам президента республики в новом зале, созданном в 1876 году в южном крыле дворца. Сенат Франции продолжает собираться во дворце по особым случаям, например, по случаю внесения поправок в Конституцию Франции.
20 век – масштабная реставрация
В конце 19-го и начале 20-го века начались реставрационные работы во дворце, сначала под руководством Пьера де Нольхака, поэта и ученого, а также первого реставратора, начавшего свою работу в 1892 году. Консервация и реставрация были прерваны двумя мировых войн, но продолжаются до наших дней.
Дворец вернулся на мировую арену в июне 1919 года, когда после полугодовых переговоров в Зеркальном зале был подписан Версальский договор, формально завершивший Первую мировую войну.
Между 1925 и 1928 годами американский филантроп и мультимиллионер Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 2 166 000 долларов, что сегодня эквивалентно примерно тридцати миллионам долларов, на восстановление и ремонт дворца.
Дальнейшая работа была проведена после Второй мировой войны, когда была восстановлена Королевская опера в Версале. Театр был вновь открыт в 1957 году в присутствии королевы Великобритании Елизаветы II.
Начиная с 1950-х годов, когда музей Версаля находился под руководством Джеральда ван дер Кемпа, целью было восстановить дворец в его состоянии – или как можно ближе к нему – в 1789 году, когда королевская семья покинула дворец.
В 1978 году части дворца сильно пострадали в результате взрыва, совершенного бретонскими террористами.
Одним из наиболее дорогостоящих усилий для музея и Пятой республики Франции было выкупить как можно больше оригинальной мебели. Поскольку мебель королевского происхождения, и особенно мебель, изготовленная для Версаля, пользуется большим спросом на международном рынке, музей потратил значительные средства на восстановление большей части оригинальной дворцовой мебели.
Версаль в наши дни
В 2003 году была начата новая инициатива по восстановлению – проект «Большой Версаль», который начался с повторной посадки садов, которые потеряли более 10 000 деревьев во время циклона Лотар 26 декабря 1999 года. Восстановление Зеркального зала было завершено в 2006 году.
Еще одним крупным проектом стала дальнейшая реставрация закулисья Королевской оперы Версаля, которая была завершена 9 апреля 1957 года.
В настоящее время Версальский дворец принадлежит французскому государству. Его официальное название — Государственное учреждение дворца, музея и национального имения Версаля. С 1995 года он работает как государственное учреждение с независимой администрацией и управлением, контролируемым Министерством культуры Франции.
На территории Дворца пройдут соревнования по конному спорту во время летних Олимпийских игр 2024 года.
Особенности архитектуры Версальского дворца
Версальский дворец — это визуальная история французской архитектуры с 1630-х по 1780-е годы. Его самая ранняя часть, corps de logis , была построена для Людовика XIII в стиле его правления из кирпича, мрамора и сланца , которую Ле Вау окружил в 1660-х годах Конвертом, зданием, вдохновленным итальянскими виллами эпохи Возрождения.
Фасад, выходящий в парк, имеет длину 570 м. Визуально в нем доминируют одни горизонтальные линии, и только изящные пилястры намеренно нарушают этот ритм. Огромный Зеркальный зал занимает практически все пространство первого этажа основного здания. Изящная галерея делит его на два салона: один для войн (de la guerre) и один для мира (de la paix).
Когда Мансарт расширил дворец в 1680-х годах, он использовал Конверт в качестве модели для своей работы. Неоклассические дополнения были внесены во дворец с реконструкцией Крыльев министров в 1770-х годах Анж-Жаком Габриэлем и после реставрации Бурбонов.
Дворец был в основном завершен после смерти Людовика XIV в 1715 году. Дворец, обращенный на восток, имеет U-образную планировку с корпусом логиса и симметрично выдвигающимися второстепенными крыльями, заканчивающимися павильоном Дюфур на юге и павильоном Габриэля на севере, создав обширный курдонёр, известный как Королевский двор (Cour Royale).
По бокам Королевского двора находятся два огромных асимметричных крыла, длина фасада которых составляет 402 метра. Покрытый крышей, площадью около 10 гектаров, дворец имеет 2143 окна, 1252 дымохода и 67 лестниц.
Дворец и его территория оказали большое влияние на архитектуру и садоводство с середины 17 века до конца 18 века. Примеры работ под влиянием Версаля включают работы Кристофера Рена во дворце Хэмптон-Корт, Берлинском дворце, дворце Ла-Гранха, Стокгольмском дворце, Людвигсбургском дворце, дворце Карлсруэ , дворце Раштатт , дворце Нимфенбург и др.
Королевские апартаменты
Строительство в 1668–1671 годах оболочки Ле Вау вокруг замка Людовика XIII из красного кирпича и белого камня добавило парадные апартаменты для короля и королевы. Пристройка была известна в то время как château neuf (новый замок).
Большие апартаменты (также называемые государственными апартаментами) включают в себя апартаменты короля и королевы. Они занимали главный или главный этаж нового замка, с тремя комнатами в каждой части, выходящими в сад на запад, и четырьмя, выходящими на садовые партеры на север и юг, соответственно.
Частные апартаменты короля и королевы остались в шато-вье (старом замке). Дизайн государственных квартир Ле Вау во многом повторял итальянские модели того времени, включая размещение квартир на первом этаже (рояль нобиле, следующий этаж выше уровня земли).
Парадные апартаменты короля состояли из анфилады из семи комнат, каждая из которых была посвящена одной из известных планет и связанному с ними титульному римскому божеству. Апартаменты королевы образовывала параллельную анфиладу с большой квартирой короля.
После пристройки Зеркального зала (1678–1684) апартаменты короля сократились до пяти комнат (до правления Людовика XV, когда были добавлены еще две комнаты), а апартаменты королевы – до четырех.
Апартаменты королевы служили резиденцией трех королев Франции — Марии-Терез д’Отриш, жены Людовика XIV, Марии Лечинской, жены Людовика XV, и Марии-Антуанетты, жены Людовика XVI. Кроме того, внучка Людовика XIV, принцесса Мария-Аделаида Савойская, герцогиня Бургундская, жена Малого дофина, занимала эти комнаты с 1697 года до своей смерти в 1712 году.
Посольская лестница
Посольская лестница (Escalier des Ambassadeurs ) была императорской лестницей , построенной с 1674 по 1680 год д’Орбэ. До тех пор, пока Людовик XV не снес ее в 1752 году, чтобы создать внутренний двор для своих личных апартаментов, лестница была главным входом в Версальский дворец и особенно в королевские апартаменты.
В него можно было войти со двора через вестибюль, тесный и темный, который резко контрастировал с высоким открытым пространством лестницы, которая, как известно, естественно освещалась световым люком, вызывая благоговейный трепет у посетителей.
Лестница и стены помещения, в котором она находилась, были облицованы полихромным мрамором и позолоченной бронзой, с декором в ионическом ордере. Лебреном и расписал стены и потолок комнаты в соответствии с праздничной темой, чтобы отпраздновать победу Людовика XIV во франко-голландской войне.
На стене непосредственно над лестницей были картины в стиле trompe-l’œil, изображающие людей из четырех частей света, смотрящих на лестницу через балюстраду, мотив повторяется на потолочной фреске. Там к ним присоединились аллегорические фигуры двенадцати месяцев года и различные классические греческие фигуры, такие как музы.
Мраморный бюст Людовика XIV, созданный Жаном Вареном в 1665–1666 годах, был помещен в нишу над первой площадкой лестницы.
Салоны в апартаментах короля
Строительство Зеркального зала между 1678 и 1686 годами совпало с серьезной перестройкой парадных апартаментов. Первоначально они предназначались для его резиденции, но король превратил их в галереи для своих лучших картин и места для многочисленных приемов для придворных.
В сезон от Дня Всех Святых в ноябре до Пасхи они обычно проводились три раза в неделю, с шести до десяти вечера, с различными развлечениями.
Салон Геркулеса
Первоначально это была часовня. Он был перестроен в 1712 году под наблюдением первого архитектора короля Роберта де Котта, чтобы продемонстрировать две картины Паоло Веронезе, Елеазар и Ребекка и Трапеза в доме Симона Фарисея, которая была подарком Людовику XIV от Венецианская республика в 1664 году. Картина на потолке «Апофеоз Геракла» Франсуа Лемуана была завершена в 1736 году и дала название комнате.
Салон Обилия
Салон Обилия был прихожей Кабинета редкостей (ныне Игровая комната), в котором была выставлена коллекция драгоценных камней и редких предметов Людовика XIV. Некоторые предметы коллекции изображены на картине Рене-Антуана Уасса «Изобилие и щедрость» (1683 г.), расположенной на потолке над дверью напротив окон.
Салон Венеры
Этот салон использовался для подачи легких блюд во время вечерних приемов. Главной особенностью этой комнаты является статуя Людовика XIV в натуральную величину работы Жана Варена в костюме римского императора.
На потолке в позолоченной овальной раме еще одна картина Уасса «Венера, покоряющая богов и силы» (1672–1681). Картины и скульптуры Trompe-l’œil вокруг потолка иллюстрируют мифологические темы.
Салон Меркурия
Салон Меркурия был оригинальной государственной спальней, когда Людовик XIV официально переместил двор и правительство во дворец в 1682 году. Кровать является точной копией оригинала, заказанного королем Луи-Филиппом в 19 веке, когда он превратил дворец в музей.
Потолочные росписи фламандского художника Жана Батиста де Шампейна изображают бога Меркурия в колеснице, запряженной петухом, а также Александра Македонского и Птолемея в окружении ученых и философов.
Часы-автомат были изготовлены для короля королевским часовщиком Антуаном Мораном в 1706 году. Когда они бьют час, из облака спускаются фигуры Людовика XIV и Славы.
Салон Марса
Салон Марса использовался королевской гвардией до 1782 года и был украшен шлемами и трофеями на военную тематику. Между 1684 и 1750 годами он был превращен в концертный зал с галереями для музыкантов по обеим сторонам. Сегодня зал украшают портреты Людовика XV и его королевы Марии Лещинской работы фламандского художника Карла Ван Лоо.
Салон Аполлона
Салон Аполлона был королевским тронным залом при Людовике XIV и местом проведения официальных аудиенций. Серебряный трон восьми футов высотой был переплавлен в 1689 году, чтобы оплатить расходы на дорогостоящую войну, и был заменен более скромным троном из позолоченного дерева.
Центральная картина на потолке Шарля де ла Фосса изображает солнечную колесницу Аполлона, любимую эмблему короля, запряженную четырьмя лошадьми и окруженную четырьмя временами года.
Салон Дианы
Салон Дианы использовался Людовиком XIV как бильярдная, и в нем были галереи, из которых придворные могли наблюдать за его игрой. В отделке стен и потолка изображены сцены из жизни богини Дианы. Здесь выставлен знаменитый бюст Людовика XIV работы Бернини, сделанный во время визита знаменитого скульптора во Францию в 1665 году.
Зеркальный зал
Зеркальный зал представляет собой длинную галерею в самой западной части дворца, выходящую в сады. Зал облицован мрамором и оформлен в модифицированном варианте коринфского ордера, с 578 зеркалами, обращенными к 17 окнам и отражающим свет, обеспечиваемый ими.
Потолочная фреска, написанная Лебреном в течение следующих четырех лет, украшает первые 18 лет правления Людовика XIV в 30 сценах, 17 из которых — военные победы над голландцами.
На фреске изображен сам Людовик XIV вместе с классическими фигурами в сценах, посвященных моментам его правления, таким как начало личного правления в 1661 году, отходя от более ранних фресок в Версале, которые использовали аллегории, заимствованные из классических и мифологических сцен.
Салон Войны и Салон Мира замыкают Зеркальный Зал на его северном и южном концах соответственно. Военный салон, построенный и украшенный с 1678 по 1686 год, празднует победы французов во франко-голландской войне с мраморными панелями, позолоченными бронзовыми трофеями и лепным барельефом Людовика XIV верхом на лошади.
Салон Мира оформлен так же, но в соответствии с одноименной темой.
Королевская часовня и опера
Королевская часовня Версаля расположена в южной части северного крыла. Здание имеет высоту 40 метров, длину 42 метра и ширину 24 метра. Часовня имеет прямоугольную форму с полукруглой апсидой, сочетая традиционную готическую королевскую французскую церковную архитектуру с французским стилем барокко Версаля.
Потолок часовни состоит из сплошного свода, разделенного на три фрески Антуана Куапеля, Шарля де Ла Фосса и Жана Жувене. Палитра мотивов под фресками прославляет деяния Людовика IX и включает изображения Давида, Константина, Карла Великого и Людовика IX, геральдической лилии и монограмму Людовика XIV.
Людовик XIV заказал шестую часовню Мансару и Лебрену в 1683–1684 годах. Это было последнее здание, построенное в Версале во время правления Людовика XIV. Строительство было отложено до 1699 г. Полная реставрация часовни началась в конце 2017 года и продолжалась до начала 2021 года.
Королевская опера Версаля была первоначально построена по заказу Людовика XIV в 1682 году и должна была быть построена в конце северного крыла по проекту Мансарта и Вигарани. Однако из-за расходов короля на континентальные войны проект был отложен.
Идея была возрождена Людовиком XV с новым дизайном Анж-Жака Габриэля в 1748 году, но это также было временно отложено. Проект был возрожден и перенесен на запланированное празднование бракосочетания дофина, будущего Людовика XVI и Марии-Антуанетты.
Для экономии и скорости новая опера была построена почти полностью из дерева, что также придало ей очень качественную акустику. Дерево было окрашено, чтобы напоминать мрамор, а потолок был украшен картиной Луи Жан-Жака Дюрамо с изображением Аполлона, бога искусств, готовящего короны для прославленных художников.
Скульптор Огюстен Пажу добавил скульптуры и рельефы, чтобы завершить украшение. Новая опера была открыта 16 мая 1770 года в рамках празднования королевской свадьбы.
В октябре 1789 года, в начале Французской революции, последний банкет для королевских гвардейцев был устроен королем в опере перед его отъездом в Париж.
После франко-германской войны 1871 года, а затем Парижской коммуны до 1875 года Национальное собрание Франции собиралось в опере до провозглашения Третьей Французской республики и возвращения правительства в Париж.
Музей истории Франции
Вскоре после того, как он стал королем в 1830 году, Луи-Филипп I решил превратить дворец в музей, посвященный «Всей славе Франции», с картинами и скульптурами, изображающими знаменитые французские победы и героев. Большая часть покоев дворца была полностью снесена и превратилась в ряд из нескольких больших комнат и галерей.
Некоторые картины были привезены из Лувра, в том числе работы, изображающие события французской истории, Филиппа де Шампейна, Пьера Миньяра, Лорана де Ла Ира, Шарля Лебрена, Адама Франса ван дер Мелена, Николя де Ларжильера, Гиацинта Риго и др.
Другие были заказаны специально для музея выдающимися художниками начала 19 века, в том числе Эженом Делакруа, который нарисовал Сен-Луи во время победы французов над британцами в битве при Тайлбурге в 1242 году.
Среди других художников были Гораций Верне и Франсуа Жерар. На монументальной картине Верне изображен сам Луи-Филипп с сыновьями, позирующий перед воротами дворца.
Свержение Луи-Филиппа в 1848 году положило конец его грандиозным планам относительно музея, но Галерея сражений осталась прежней, и многие посетители королевских апартаментов и больших салонов проходят через нее.
Другой набор комнат на первом этаже был превращен в галереи Людовика XIV и его двора, где выставлены мебель, картины и скульптуры. В последние годы одиннадцать комнат на первом этаже между Капеллой и Оперой превратились в историю дворца с аудиовизуальными дисплеями и моделями.
Поместье Версаль
Поместье Версаля состоит из дворца, прилегающих к нему подсобных зданий, а также его парка и садов. По состоянию на июнь 2021 года поместье в целом занимало площадь 800 га с парком и садами, расположенными к югу, западу и северу от дворца.
К дворцу приближается с востока авеню де Пари, протяженностью 27 км от Парижа до ворот между Гранд и Маленьким Экюри. За этими конюшнями находится Оружейная площадь, где авеню де Пари встречается с авеню де Со и авеню де Сен-Клу, три дороги, которые образовывали главные артерии города Версаль.
Именно там, где сходятся три дороги, находятся ворота, ведущие в курдоннер, окруженные Крыльями Министров. Дальше находятся Королевские ворота и главный дворец, который окружает Королевские и, наконец, Мраморные дворы.
Поместье было основано Людовиком XIII как охотничье убежище, с парком к западу от его замка. С 1661 года Людовик XIV расширял поместье, которое окружала стена длиной 40 км и высотой 3,0 м с 24 воротами.
Подход к дворцу и садам был тщательно выложен путем перемещения земли и строительства террас. Вода из болота направлялась в ряд озер и прудов вокруг Версаля, но этих резервуаров было недостаточно для дворца, города или садов.
Для снабжения Версаля водой были предприняты большие усилия, такие как перекрытие реки Бьевр для создания притока в 1660-х годах, строительство огромной насосной станции на реке. Сена возле Марли-ле-Руа в 1681 году и попытка отвести воду из реки Эр с помощью канала в конце 1680-х годов.
Дворцово-парковый ансамбль в Версале был призван прославлять Францию, поэтому инженерам поручили сложную задачу, которая заключалась в разработке грандиозного по тем временам проекта, включавшего в себя сложную систему трубопроводов и подземных резервуаров для воды. Сотни километров труб функционируют по сей день.
В Версальском парке насчитывается 1400 фонтанов.
Фонтаны имеет свое название, в которых отражена основная идея композиции. Одним из наиболее известных является «Фонтан Латоны» с мифической богиней в его центре. Еще одной узнаваемой достопримечательностью Версаля считается Гран Каналь, выполненный в виде бассейна крестообразной формы.
Сады Версаля, существующие со времен правления Людовика XIV, являются работой Андре Ленотра. Садам Ленотра предшествовал простой сад, заложенный в 1630-х годах ландшафтными архитекторами Жаком Бойсо и Жаком де Немуром, который он перестроил вдоль оси восток-запад, из-за покупки земли Людовиком XIV и расчистки леса, были расширены буквально, насколько можно было видеть.
Получившиеся сады характеризуются строгим порядком, дисциплиной и открытым пространством с осевыми дорожками, клумбами, живыми изгородями, прудами и озерами. Они стали воплощением французского формального стиля сада, и были очень влиятельными и широко воспроизводились.
Современные функции Версаля
Дворец по-прежнему выполняет политические функции. Главы государств угощаются в Зеркальном зале; двухпалатный французский парламент, состоящий из Сената ( Sénat ) и Национальной ассамблеи ( Assemblée nationale ), собирается на совместное заседание ( съезд французского парламента ) в Версале для пересмотра или внесения иных поправок в Конституцию Франции.
Например, Парламент собрался на совместное заседание в Версале для принятия конституционных поправок в июне 1999 г., в январе 2000 г. и в марте 2003 г.
В 2009 году президент Николя Саркози обратился к мировому финансовому кризису перед конгрессом в Версале, впервые с 1848 года, когда Шарль-Луи-Наполеон Бонапарт выступил перед Второй французской республикой.
После терактов в Париже в ноябре 2015 года президент Франсуа Олланд выступил с речью перед редким совместным заседанием парламента в Версальском дворце. Это был третий раз с 1848 года, когда президент Франции выступил на совместном заседании французского парламента в Версале.
Полезная информация для туристов
Версальский дворец расположен примерно в 19 км к юго-западу от Парижа. Проще всего до Версаля добраться на метро (RER) по линии C – Вам будет нужно доехать до станции Versailles – Rive Gauche, которая находится неподалеку от самого дворца.
Кроме того, в Версаль отправляются поезда с вокзалов Gare Montparnasse (станция Versailles Chantiers) и Gare St-Lazare (станция Versailles – Rive Droite). Билеты на метро и на поезда стоят одинаково – 2.80€ в одну сторону.
Часы работы Версальского дворцово-паркового ансамбля различны в высокий и низкий сезоны, поэтому перед поездкой в Версаль обязательно ознакомьтесь с сайтом дворца: https://www.chateauversailles.fr/. Сайт доступен на нескольких языках, однако русский в их число не входит.
Купить билеты можно на сайте дворца, в туристическом бюро, которое находится неподалеку от станции Versailles – Rive Gauche, и, наконец, в кассе самого дворца.
При покупке билетов в Версаль очень важно не запутаться, поскольку у них много разновидностей. Во-первых, Вы можете посетить дворец по музейной карте – Paris Museum Pass. По этой же карте можно посетить и многие другие парижские достопримечательности, но если Вы не собираетесь обойти все музеи Парижа за короткий срок, она просто не окупится.
Полный билет в Версаль стоит 25€ в дни работы фонтанов и 18€ в то время, когда фонтаны не работают. За 15€ можно посетить отдельно Версальский дворец с его знаменитой Зеркальной Галереей, покоями короля и королевы, фресками, живописью и скульптурами.
Помимо основного дворца, в Версальский дворцовый комплекс входят еще Большой Трианон и Малый Трианон и деревня Марии-Антуанетты. За 10€ можно приобрести билет в оба Трианона и деревню Марии-Антуанетты. Вход в парк Версаля бесплатный, однако в дни работы фонтанов он обойдется вам в 8,5€.
Если Вы поедете в Версаль летом, не забудьте взять с собой шляпу или кепку: на территории садов практически негде укрыться от солнца, так что Вы можете с легкостью перегреться.
Читайте также: Лучшие достопримечательности Франции – ТОП 25.
Версальский дворец находится под номером 83 в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дни работы фонтанов превращаются в настоящие шоу: фонтаны синхронизированы с музыкой, благодаря чему и производят совершенно незабываемое впечатление.